Урок 5. Знакомство со средой «Alice 3».

Тип урока: комбинированный урок.

Цель:

Знать:

  • историю и версии программы «Alice 3»;
  • элементы интерфейса программы «Alice 3»;
  • состав и назначение панелей инструментов;
  • иерархию объектов в программе «Alice 3».

Уметь:

  • ориентироваться в интерфейсе программы «Alice 3».

 

Теоретический материал

Проект Alice создан и поддерживается университетом Карнеги Меллона (CMU, cmu.edu), а предлагаемое в его рамках ПО бесплатно и доступно для всех желающих. Оно существует в версиях для Windows, Mac OS и Linux, а также в двух редакциях – основной, предназначенной для вузов, и упрощенной, нацеленной на применение в школах.

Прежде чем перейти непосредственно к рассмотрению возможностей Alice, вероятно, следует упомянуть о его создателях, среди которых выделим Рэнди Пауша (Randy Pausch) – профессора CMU, исследователя в области компьютерной графики и пользовательского интерфейса. Рэнди посвятил жизнь тому, чтобы сделать программирование более доступным для многих людей, и считает Alice своим главным проектом.

Мы с вами будем работать в версии Alice 3. В настоящее время вышло обновление до версии 3.1 Она включает в себя особенности:

  • Высокоуровневая анимация, которая позволяет пользователям программировать социальные взаимодействия между персонажами.
  • Программа знакомит пользователей с помощью программирования через создание сюжета.
  • Галерея 3D-персонажей и декорации с пользовательской анимацией для «оживления» идей истории.

В Alice 3 появились новые персонажи, позаимствованные из Sims 2 (самой популярной компьютерной игры всех времен), – это стало возможным благодаря поддержке проекта со стороны Electronic Arts. Также разработчики пересмотрели и язык программирования, который нередко подвергался критике за то, что был скорее основанным на объектах, чем полностью объектно-ориентированным - им стал полноценный Java.

Объекты в «Alice» существуют в трехмерном виртуальном мире, как в современных компьютерных играх. Рабочая область разбита на несколько окон:

В одном окне отображается будущая сцена.

В другом раскрывающееся дерево объектов.

Для каждого объекта предоставляется набор доступных свойств.

Центральная часть отведена под редактор исходного кода.

Кнопка Run запускает созданный виртуальный мир на исполнение, который открывается в отдельном окне, где доступны кнопки паузы, раскрытия анимации на весь экран и перезапуска.

В «Alice» объекты разделены на классы их можно выбрать и добавить по нажатию на кнопку Setup Scene.

Каждый объект часто состоит из отдельных частей, который в свою очередь тоже являются объектами. Для модификации объектов на сцене в правой части окне расположены кнопки Rotation, Translation, Resize для изменения положения и размера. Изменить свойства объекта можно на этапе проектирования интерфейса на вкладке properties и во время выполнения программы.

С помощью метода One Shots мы можем переименовать наш объект, удалить или назначить начальное положение или ориентацию объекта относительно другого объекта или камеры.

Всё программирование происходит, используя одну лишь мышь. Для построения программы нужно лишь перетаскивать в окружение программные элементы, такие как условные операторы (do in order, do together, if), циклы (count, while), а также примитивные методы и пользовательские методы.

Задание:

Запустить программу «Alice 3»

Когда вы откроете «Alice 3», первое, что вы должны сделать, это выбрать фон для анимации. У вас есть 12 вариантов. Выберите любой из предложенных фонов.

Добавить 3 любых объекта. Изменить положение, размер объектов с помощью кнопок Rotation, Translation, Resize. Поэкспериментировать с возможностями метода One Shots. Ознакомиться с интерфейсом программы.