Урок 3. Введение в ООП. Свойства, методы и события.

Тип урока: комбинированный урок.

Цель:

Знать:

  • знать понятие ООП;
  • знать понятие объекта;
  • знать понятие класс;
  • знать понятие свойства и методы объекта;
  • знать понятие события.

Уметь:

  • уметь определять классы, методы, объекты;
  • уметь определять свойства объекта.

Теоретический материал

Объектно-ориентированное программирование - это методология программирования, основанная на представлении программы в виде совокупности объектов, каждый из которых является экземпляром определенного класса, а классы образуют иерархию наследования.


Понятие объекта

Объект - это модель существующей или абстрактной сущности. Например, объекты "круг", "ученик", "задача", "монитор".
Объект в объектно-ориентированном программировании (ООП) - это результат объединения данных с действиями, выполняемыми над этими данными.

Объект (object).
Нечто, чем можно оперировать. Объект имеет состояние, поведение и идентичность. Структура и поведение сходных объектов определены в общем для них классе. Термины "экземпляр" и "объект" взаимозаменяемы.

Состояние (state).
Включает в себя перечень (обычно, статический) свойств объекта и текущие значения (обычно, динамические) этих свойств.

Сообщение (message).
Операция, которую один объект может выполнять над другим. Термины "сообщение", "метод" и "операция" обычно взаимозаменяемы.

Метод (method).
Операции, выполняемые над данным объектом, и входят в описание класса объекта.

Операция (operation).
Определенное воздействие одного объекта на другой с целью вызвать соответствующую реакцию.

Объекты обладают свойствами, могут использовать методы и реагируют на события.

Свойства объекта - это показатели, характеризующие объект (какой?)

Методы объекта - это действия, которые можно выполнить с объектом (что с ним можно сделать?)

События объекта - это показатели, которые характеризуют реакцию объекта (что объект делает?)

Рассмотрим на примере воздушного шара: Свойства воздушного шара включают видимые атрибуты типа его высоты, диаметра и цвета. Другие свойства описывают его состояние (сдутый или надутый), или атрибуты, которые невидимы, например, его возраст. По определению, все воздушные шары имеют эти свойства.

Воздушный шар также имеет методы свойств или действия, которые он мог бы выполнить. Это были бы метод Надувать (действие заполнения его гелием), метод Выкачивать (удаление его содержимого) и метод Взлетать (если вы должны были бы отпустить его).

Воздушные шары также имеют заданные ответы на некоторые внешние события. Например, воздушный шар ответил бы на событие Прокол, сдуваясь, или на событие Отпускание, взлетая в воздух.

 

Понятие класса

Каждый объект всегда принадлежит некоторому классу. Класс — это обобщенное (абстрактное) описание множества однотипных объектов. Объекты являются конкретными представителями своего класса, их принято называть экземплярами класса. Например, класс КОШКИ — понятие абстрактное, а экземпляр этого класса КОТ БАРСИК — понятие конкретное.

Класс - специальный тип, который содержит поля, методы и свойства. Как и любой тип, класс – образец для создания конкретных экземпляров реализации, который называются объектами.

  • Каждый объект является экземпляром класса, класс может порождать любое количество объектов.
  • Классы статичны, т.е. все их особенности и содержание определены в процессе компиляции программы.
  • Любой объект относится к строго фиксированному классу. Сами объекты, напротив, в процессе выполнения программы создаются и уничтожаются.

Задание:

Самостоятельно привести примеры 3 классов и 5 объектов из жизни. Рассказать о свойствах, методах и событиях объектов класса млекопитающие и класса птицы.

Контрольные вопросы:

1. Дайте определение ООП.

2. Охарактеризуйте понятие объект.

3. Сформулируйте определение класса.

4. Любой ли объект относится к строго фиксированному классу?

5. Дайте определение метода объекта.

6. Дайте определение свойства объекта.

7. Дайте определение события объекта.